
82

3.  Mohnen P., Hall B H. Innovation and Productivity: An Update 
[J]. Eurasian Business Review, 2013, 3(1):47–65.

4.  Tang J., Le C D. Multidimensional Innovation and Productivity 
[J]. Economics of Innovation & New Technology, 2007, 16(7):501–516.

5.  Ranasinghe, A. Impact of Policy Distortions On Firm-Level 
Innovation, Productivity Dynamics and TFP [J]. Journal of Economic 
Dynamics and Control, 2014(3):114–129.

6.  Hsieh, C. and Klenow, P.J. Misallocation and Manufacturing 
TFP in China and India [J]. Quarterly Journal of Economics, 2009 
(4):1403–1448.

7.  Mohnen P., Hall B H. Innovation and Productivity: An Update 
[J]. Eurasian Business Review, 2013, 3(1):47–65.

8.  Tang J., Le C D. Multidimensional Innovation and Productivity 
[J]. Economics of Innovation & New Technology, 2007, 16(7):501–516.

9.  Baumann J., Kritikos A S. The link between R&D, innovation 
and productivity: Are micro firms different? [J]. Research Policy, 2016, 
45(6):1263–1274.

Ван Сяонань, Е. Ф. Конев
Белорусский государственный университет

(г. Минск, Республика Беларусь)

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ 
РАЗВИТИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПЕРИОДИКОЙ

КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье исследуются специфические особенности позициониро-
вания национальной модели развития англоязычными изданиями КНР 
в различные исторические периоды. Доказывается, что, невзирая  
на резкие изменения внутриполитического курса страны, англоязыч-
ная периодика КНР сохраняла неуклонную стабильность своей редак-
ционной политики, нацеленную на укрепление престижа государства  
в мировом информационном пространстве.



83

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, англоязычная пе-
риодика, «культурная революция», политика «реформ и открытости».

The article examines the specific features of the positioning of the national 
development model by the English-language publications of the PRC in 
different historical periods. It is proved that, despite the sharp changes in 
the country’s internal political course, the English-language periodicals 
of the PRC maintained the steady stability of their editorial policy, aimed 
at strengthening the prestige of the state in the global information space.

Keywords: People’s Republic of China, English-language periodicals, 
“сultural revolution”, policy of “reform and opening”.

Осмысливая роль и значение англоязычной периодики Китай-
ской Народной Республики в позиционировании национальной 
развития, необходимо учитывать, что данный процесс насчи-
тывает уже семь десятилетий и его динамику трудно назвать 
поступательной. Наряду с безусловными достижениями, про-
цессу идейно-творческого и организационного развития ан-
глоязычных изданий КНР сопутствовали ошибки и просчеты, 
которые тем не менее в последующем были учтены. Поэтому 
вполне естественно, что процесс медийного обеспечения ино-   
язычной периодикой внешнеполитических и внешнеэкономи-
ческих усилий руководства КНР вызывает неподдельный инте-
рес у многих исследователей, как в самом Китае, так и далеко 
за его пределами.

Из большого числа информационных служб социалисти-
ческого Китая, ориентированных на зарубежную аудиторию, 
англоязычная периодика заслуживает особого внимания как 
в силу специфики своего развития, так и особенности содержа-
тельно-тематического наполнения.

Следует особо отметить, что первоначально в основе созда-
ния англоязычных периодических изданий лежало стремление 
активно пропагандировать во всем мире прогрессивные идеи 
руководства Коммунистической партии Китая, которое после 



84

многолетней борьбы с японскими агрессорами и победы в граж-
данской войне над движением Гоминьдан провозгласило 1 ок-
тября 1949 года Китайскую Народную Республику. Уже через 
месяц, 1 ноября 1949 года, было учреждено Главное управление 
по делам прессы при Центральном народном правительстве, 
которое осуществляло руководство над всеми видами СМИ, 
как для китайской, так и для зарубежной аудитории. В начале 
1950-х годов по инициативе данного управления были учреж-
дены иллюстрированные журналы “People’s China” («Народ-
ный Китай», издавался с января 1950 года), “China” («Китай», 
с января 1951 года) и “China оn builder” («Китай на стройке», 
с января 1952 года), ежемесячник “Reports from People’s China” 
(«Репортажи из народного Китая», с мая 1950 года), ежеквар-
тальник “Chinese literature” («Китайская литература», с февра-
ля 1951 года), еженедельник “Beijing Review” («Пекинское обо-
зрение», с марта 1958 года) и др.

Особенностью редакционной политики вышеуказанных изда-
ний являлось сочетание информационных сообщений об успехах 
социалистического строительства в Китае с пропагандистски-
ми статьями, призывающими к активизации борьбы трудящих-
ся с капитализмом, а также к сплочению всего прогрессивного 
человечества под знаменем идей Маркса ‒ Энгельса ‒ Ленина ‒ 
Мао. К сожалению, акцент на политической составляющей в со-
держании англоязычных газет и журналов с каждым годом лишь 
усиливался в ущерб социально-экономическим и культурным 
аспектам. Данная тенденция усугублялась односторонней направ-
ленностью коммуникации, при которой редакции англоязычных 
изданий транслировали информацию во внешней мир, не заботясь 
об обратной связи с аудиторией. Во многом подобная коммуни-
кационная деформация объяснялась опасением сотрудников СМИ 
быть обвиненными в попустительстве «реакционному влиянию». 
По этой причине китайские журналисты и редакторы имели сла-
бое представление о происходившей в это время в развитых стра-
нах Запада научно-технологической революции и формировании 



85

нового облика среднего класса. В итоге стиль многих англоязыч-
ных публикаций был ориентирован на идейно-нравственные цен-
ности членов КПК, но оказался совершенно неубедителен для ши-
роких слоев зарубежной аудитории. На это справедливо указывал 
видный политический деятель КНР Чжоу Эньлай, который в мае 
1958 года в письме министру иностранных дел Ли Кэнуну и на-
чальнику Информационного отдела Министерства иностранных 
дел Цяо Гуаньхуа писал: «В наших публикуемых выступлениях 
и сводках новостей используется очень много вызывающих раз-
дражение у западных людей слов, например "империализм", "по-
собники", "фашисты", "дьяволы". Поэтому иностранным сред-
ствам массовой информации нелегко транслировать и печатать 
наши выступления и сводки новостей» [1, с. 236].

При всей справедливости подобного замечания необходи-
мо признать, что в дальнейшем идейно-тематическая полити-
ка редакций англоязычных изданий КНР, а также стилистика 
их публикаций подверглась лишь незначительной корректи-
ровке. Во многом это объяснялось общественной атмосферой 
в Китае в конце 1950-х годов, которая явилась следствием оши-
бок, допущенных в ходе реализации политики «трех знамен» 
и «большого скачка». В этот период англоязычная периоди-
ка КНР фактически разделила просчеты руководства партии 
и страны перед своей аудиторией. К сожалению, это не уберегло 
редакции данных изданий от разгрома во время «культурной ре-
волюции». В конце 1960-х годов многие журналисты подверг-  
лись необоснованным репрессиям по обвинению в «ревизио-
низме», а подавляющее большинство редакций были закрыты. 
В оставшихся изданиях практически исчезли авторские мате-
риалы, преобладали редакционные статьи, которые порой бук-
вально копировали передовицы «Жэньминь жибао» («Народная 
ежедневная газета») ‒ главного печатного органа Центрального 
Комитета КПК.

Учет мнения и нравственных ценностей зарубежной ауди-
тории по-прежнему не принимался во внимание. Например, 



86

в начале 1970-х годов журнал «China» («Китай») опубликовал 
заметку следующего содержания: «Секретарь партийного коми-
тета деревни Ченжоу в провинции Сычуань во время наводне-
ния запер пятилетнего сына дома, а сам поспешил на спасение 
общественного имущества. Закрытый дома мальчик погиб. 
В результате успешных действий населения под руководством 
секретаря партийного комитета общественное имущество 
было спасено. Вся деревня скорбела о смерти малолетнего 
сына, но поступок его отца доказал, что забота о сохранности 
общественной собственности важнее всего» [3, с. 132]. Для 
китайской аудитории того времени поступок героя данной пу-
бликации считался достойным восхищения, между тем как по-
давляющее большинство зарубежной аудитории посчитали бы 
его в лучшем случае непреднамеренным убийством. Подобный 
диссонанс идейно-нравственных оценок и нежелание учиты-
вать моральные категории своей аудитории объясняют причины 
чрезвычайно низкой популярности англоязычной периодики 
КНР за рубежом вплоть до конца 1970-х годов.

Провозглашенная декабрьским Пленумом 1978 года политика 
«реформ и открытости» позволила англоязычной периодике КНР 
возродиться количественно и трансформироваться качественно. 
С начала 1980-х годов и по сегодняшний день в основе редакци-
онной политики англоязычной прессы лежит принцип позицио-
нирования достижений государства в сфере экономики, социаль-
ного строительства, спорта, культуры и т. д. Так, если до конца 
1970-х годов политико-пропагандистская информация занимала 
до 75 % газетно-журнальной площади изданий, то уже в следу-
ющем десятилетии этот объем сократился до 60 %, а с середи-
ны 1990-х годов и по настоящее время ‒ уже менее 50 %. Как 
видим, политическая составляющая больше не является преоб-
ладающей, что кардинально противоречит идейным установкам 
ЦК КПК 1950–1970-х годов. Однако в этом кажущемся проти-
воречии отчетливо прослеживается специфическая особенность 
англоязычной прессы КНР как одного из действенных инстру-



87

ментов формирования общественного мнения за рубежом ‒ вне 
зависимости от текущей политической целесообразности уста-
новка на безоговорочную поддержку внешнеполитических уси-
лий и внутриполитического курса руководства страны остается 
незыблемой. При всей очевидной субъективности данная редак-
ционная политика оказалась эффективной и результативной, по-
скольку позиционировала очевидные успехи в реформировании 
экономического уклады страны в конце ХХ в. и рост уровня на-
ционального благосостояния в начале ХХІ в.

Особенно заметна эта тенденция на примере первой об-
щенациональной газеты на английском языке “China Daily” 
(«Ежедневный Китай»), которая с момента своего основания 
1 июня 1981 года зарекомендовала себя как самый авторитет-
ный печатный источник о жизни в КНР для зарубежной аудито-
рии. В основе ее редакционной деятельности лежит принцип, 
сформулированный Идеологическим отделом ЦК КПК еще 
четыре десятилетия назад: «Сотрудничество ‒ это единственно 
правильный выбор. Только общий выигрыш ведет к лучшему 
будущему. Это должно стать общим пониманием для народов 
и их руководителей» [2]. В рамках данной концепции журна-
листы “China Daily” первыми в системе национальной жур-
налистики заменили явную пропаганду на позиционирование 
образа социалистического Китая как государства, уважающего 
собственность иностранных инвесторов и гарантирующего им 
беспрецедентные налоговые льготы. Редакционная политика 
предыдущих десятилетий «сообщать только хорошие новости 
и замалчивать плохие» на страницах “China Daily” сменилась 
сбалансированной подачей новостей под условным названием 
«малая критика – большая польза». В результате критическая 
оценка некоторых аспектов китайской действительности лишь 
подчеркивала неуклонное движение национальной экономики 
и общественного строя к прогрессу и процветанию.

Активное внедрение новейших технологий в редакцион-
но-издательский процесс и создание электронных приложений, 



88

ориентированных на самые различные сегменты зарубежной 
аудитории, позволили “China Daily” быстро достичь уровня 
самоокупаемости, а затем и получать доходы, благодаря кото-
рым редакция преобразовалась в медиаконцерн “China Daily 
Newspaper Group”. Сегодня это одно из крупнейших медиаобъ-
единений страны, которое издает, помимо собственно “China 
Daily”, его версию для Гонконга “China Daily, HK Edition”, 
а также еженедельники “Business Weekly” («Бизнес неделя), 
“Shanghai Star” («Звезда Шанхая»), “21st Century” («21-й век»), 
“Beijing weekend” («Пекинский выходной») и “Reports from 
China” («Репортажи из Китая»). Все вышеуказанные издания 
размещают свои интернет-версии на веб-сайте Chinadaily.com.cn, 
который по праву считается ведущим англоязычным информа-
ционным ресурсом руководства КНР.

Коммерческий успех, стремительный рост тиражей печатной 
версии и количества подписчиков интернет-версии поспособ-
ствовали тому, что “China Daily” стала образцом позициони-
рования образа Китая в мировом медиапространстве не только 
для англоязычной периодики, но и для всех информационных 
служб КНР, ориентированных на зарубежную аудиторию.

В текущий период англоязычная периодика КНР реализует 
новые задачи, поставленные перед ней руководством стра-
ны. В число этих задач входят позиционирование образа 
«среднезажиточного общества», которое предполагает пол-
ное искоренение бедности в Китае, популяризация глобаль-
ной интеграционной инициативы «Один пояс ‒ один путь», 
предусматривающей укрепление торгово-экономических 
и транспортно-логистических связей КНР более чем с 60 
странами на трех континентах, а также создание концепции 
«человечество общей судьбы», призванной содействовать 
равноправному и взаимовыгодному сплочению государств 
с разными политическими системами на основе гуманисти-
ческих идеалов. Реализация данных амбициозных задач уже 
сталкивалась и, безусловно, еще неоднократно будет сталки-



89

ваться с активным противодействием со стороны различных 
развитых стран. Вместе с тем надо признать, что обусловлен-
ная этими задачами парадигма развития создает для англо-   
язычной периодики КНР превосходные перспективы как для 
идейно-творческого, так и для организационно-технического 
совершенствования.

Литература

1.  Михайлов, С. А. Журналистика Китая / С. А. Михайлов,  
Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй-Хуэй. – СПб : Изд-во  
В. А. Михайлова, 2006. – 600 с.

2.  Портяков, В. Я. Китай в современной мировой политике  
(по материалам общественно-политической и научной перио-
дики КНР) / В. Я. Портяков // Сyberleninka.ru. ‒ Режим доступа: 
https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-sovremennoy-mirovoy-
politike-po-materialam-obschestvenno-politicheskoy-i-nauchnoy-
periodiki-knr. ‒ Дата доступа: 14.11.2020.

3.  У, Чжен. Стратегия пропаганды / Чжен У. ‒ Пекин: Жэньмин 
жибао, 2001. ‒ 378 с. (На кит. яз.)

Zhang Feilong
Belarus State Economic University

(Minsk, Belarus)

THE TREND OF CHINA’S CONTEMPORARY ECONOMIC 
TRANSITION BASED ON HISTORICAL EXPERIENCE

Based on the historical experience of world economic development the 
article outlines the problems of modern Chinese economic transformation. 
It also conducts comparative analysis in terms of law, research, education, 
and industry structure. The article specifically pointed out the key factors 
in the process of China’s economic transformation.


